ШАҢЫРАҚ:СОЛНЦЕПОДОБНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ДЛЯ ВАССОЛНЦЕПОДОБНАЯ ВСЕЛЕННАЯ ДЛЯ ВАС

0
45

Малая родина – это место где ты родился и жил всю жизнь. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – важнейшая черта патриотизма. Любовь к большой родине – Казахстану начинается с уважительного отношения к своему дорогому на все годы жизни аулу. Вспоминая родной шанырак из детства мы, собираясь в своих типовых многоэтажках, с ностальгией говорим о веселых горных речках, желто-оранжевых подсолнухах, булдиргене, весенних скачках молодежи на быст-роногих скакунах и многих милых сердцу вещах. Но о белоснежной юрте, объединяющей все поколения, говорим редко, лишь делясь впечатлениями о летнем отдыхе.

«Традиционное жилище кочевников – юрта в последние годы набирает популярность в Европе, а у нас, к сожалению, об этом уникальном «солнцеподобном доме» из войлока вспоминают лишь к празднованию Наурыза, чтобы подчеркнуть национальный колорит. Почему казахстанцы не оценивают должным образом юрту на фоне других архитектурных решений, ее экологичность, простоту использования и возможность установки в любом месте?», – делится с корреспондентом газеты житель Жетыгенского сельского округа села Жетыген предприниматель Дәкей Тілеубек. На сегодняшний день у него готовы к продаже и сдаче в аренду десять разнокрылых юрт. Рассказывая о своем малом бизнесе, он воочию по видеозвонку продемонтрировал одну из них, которую установил во дворе напротив своего дома. Вся его семья, собираясь под белоснежным шаныраком, с удовольствием проводит общение за чашкой ароматного чая вспоминая предков, среди которых в Монголии знаменит их дедушка – палуан Тогтарбайулы Дәкей. Пришедшие к ним домой гости просят накрыть дастархан в юрте, чтобы ощутить связь времен, когда их предки не знали лучшего жилья чем это.

Мой собеседник продолжает: «Большая часть монгольских казахов проживают на территории Западной Монголии в аймаках Баян Олгей (откуда я родом) и Ховд, а также в столице Улан баторе. Переехав в Казахстан, окончил Казахский экономический университет имени Турара Рыскулова, получив специальность таможенное дело, там же некоторое время преподавал по этой дисциплине.  Изготовлением юрт начал заниматься с 2006 года. Если в семье рождается сын, по многовековой традиции в обязанность отца входит изготовление для него юрты. В Монголии казахи бережно передают свой богатый опыт следующим поколениям.

Сегодня мои подросшие сыновья по сложившемуся обычаю помогают в сборке юрты. Им тоже нравится ее форма, теплая атмосфера, которую придают предметы быта – текеметы и көрпеше, жержастық, құсжастық и көпшик». Дочери Енілік, Арайлым, Жібек, Кәусәр, и Медина, наблюдая за работой старших перенимают искусство шитья.

Юрты мастера Дәкей Тілеубека, известные не только в Илийском районе, но и во всей республике (в Караганде, Нур-Султане, Павлодаре, Балхаше и других городах) хочется рассматривать, они представляют собой настоящие произведения искусства, воплощенные руками отца семейства и талантливых мастериц – мамой Бакал Гулбаршин и супругой Минап Бердгул. Многим вытканным ими и сшитым уникальным изделиям более 30 лет, но они не потеряли своего первоначального цвета, самобытной красоты и выразительности. Кереге украшаются тканью с геометрическим орнаментом. С шанырака свисают яркие разноцветные ленты, кисти – шашак бау. Они олицетворяют звезды и созвездия, отгоняют злых духов и привлекают добрых. Убранство юрты и все предметы интерьера юрты имеют символическое и магическое значение. В настоящее время Дәкей Тілеубек предлагает молодым семьям купить земельный участок и небольшую шестикрылую юрту, которая вполне может заменить времянку или однокомнатную квартиру, за которую придется платить каждый месяц. А юрта навсегда останется вашим любимым жильем, даже если будет построен большой дом. Мой герой советует внутри юрты по краям поставить сундуки, на которых, как правило, помещаются горы подушек и одеял. Справа от входа – разборный шкаф, который выполнит роль буфета для хранения столовых и чайных принадлежностей. Над ним можно подвесить торсуки с живительными напитками степняков – кумысом и айраном. Слева от входа на стенах по древним обычаям разместить одежду, сумки. Здесь же предметы личного характера: украшения, женскую одежду, полотенца. В центре юрты мастер Дәкей предлагает разместить очаг с треногой для казана, под которым разводится огонь для приготовления пищи. Дым при этом будет выходить прямо в отверстие шанырака. Вдоль стен в юрте можно разместить кровати. Может нашим казахстанцам стоить перенять опыт бельгийцев-предпринимателей, адаптировавших традиционную юрту под европейский климат? Нашим казахстанцам остается внутри жилища по желанию клиента провести электричество и канализацию, сделать мезонин, комнаты, ванную и туалет. «Мы изготавливаем натуральные, традиционные юрты в их естественном и оригинальном виде, используя навыки и знания мастеров, предающихся из поколения в поколения на протяжении тысячелетий. Долговечность (каркас дерева прослужит до 50 лет, войлок при правильном уходе до 10 лет), а также практически любая деталь и часть может быть заменена самостоятельно и без специального оборудования, естественная устойчивость к ветрам, солнцу и осадкам станут для жильцов настоящим подарком с национальным колоритом. У юрты много функций – она может быть использована на даче для гостей, ее можно сдавать в аренду для мероприятий, организовать кафе, продажу сувениров, организацию туристических баз, фестивалей и шоу. Те, кто решит купить юрту для бизнеса, будет выгодно отличаться от ваших конкурентов. Долголетие наших юрт оправдает ваши вложения в 100 раз. Эксклюзивные даже при сдаче в аренду окупятся за 6 месяцев. Мы сами разработали и создали уникальную программу управления производственным процессом, которая значительно сокращает время прохождения заказов от заявки до готового изделия. Все этапы производства отслеживаются мной по дереву и по войлоку. Каждый заказ после исполнения проходит тестовую сборку юрты. Для меня юрта – больше, чем просто жилье для проживания. Она всегда являлась знаковым элементом жизни наших предков. Если мое поколение не возьмет на себя задачу популяризировать национальную культуру, привлечь к ней внимание детей, то через какое-то время мы утратим свою историю», – беспокоится предприниматель. «Важно не только то, какой вид древесины использовать для изготовления каркаса юрты, но и то, в какое время заготавливать пиломатериал, — делится бизнесмен. Придерживаться всех правил непросто, но мы решили все, от первого кереге, до последнего стежка в орнаменте, делать по канонам прошлого, опираясь на опыт отцов и дедов. В наших юртах нет ни одного гвоздя, ни одного самореза, мы используем только натуральные материалы: дерево, войлок и кожу», – заметил бизнесмен.

Цех выпускает юрты разного размера, состоящие из шести и 12-ти канатов («канат» с казахского переводится как «крыло»). На изготовление одной юрты у него уходит около 6-7 недель. Дәкей Тілеубек смело конкурирует с производствами, которые изготавливают юрты в Китае. Отмечает, что в целях удешевления натуральные дерево и войлок в китайских юртах заменены на металлоконструкции и синтетические утеплители. Возможно, его изделия не смогут конкурировать с китайскими по цене, а вот по качеству юрты из натуральных, экологически чистых материалов превзойдут их на долгие годы верной службы. Мой герой мечтает совершенствовать технологию, построить работу не на уровне цеха, а создать высокотехнологичное производство с предоставлением землякам новых рабочих мест. Уверена, что каждый из его трех сыновей – Ерсултан, Әзірет Султан, Әзірет Әбдрахман продолжат дело своего отца – возрождение маленькой солнцеподобной вселенной – священной юрты, с которой начиналась наша великая история казахов.

О мастерстве болеющего душой за сохранение нашей культуры Дәкей Тілеубеке можно посмотреть в интернете – в документальных фильмах, которые сняли мусульманский канал «Асыл арна» и Национальный канал «Казахстан», а также связаться с мастером юрт по телефону:

8-701-497-84-64.

 

Жанар ДАУРЕНБЕКОВА