Наконец-то разговоры о начале строительства Большой Алматинской объездной дороги обретают практическое воплощение. Напомним, что строительство данного объекта и (с шестью и четырьмя полосами) позволит перенаправить по нему основную часть транзитных машин и тем самым разгрузить Алматы, приступив к решению давней экологической проблемы — загазованности центра южной столицы, уменьшению пробок и шума.

Как сообщают СМИ со ссылкой на правительство проезд по БАКАД должен быть открыт в 2021. Ожидаемый трафик на данной дороге 38 тысяч автомобилей в сутки. Протяженность БАКАД составляет 66 км и она пройдет по территориям трех районов области: Карасайскому (27, 5 км) Илийскому (19, 26 км), Талгарскому (19, 24 км) Общая стоимость проекта оценивается в 543 миллиона доллара. 66 км дорог будут с бетонным покрытием, с 20 мостами, 15 путепроводами по верхнему уровню, путепроводами по нижнему уровню, 8 развязок. А также инфраструктура обслуживания и эксплуатации с помощью интеллектуальной транспортной и платежной системы (ИТПС). Строительные работы будут выполняться генеральным подрядчиком представленным Консорциумом трех иностранных компаний: 2 турецкими и одной южно-корейской. Эти компании имеют опыт участия в инфраструктурных проектах по всему миру и планируют привлечь до 80 процентов средств от общей стоимости проекта БАКАД. (остальные 20 собственные ) Финансирование рассматривается за счет займов ЕБРР (Европейский банк реконструкции и развития), АБР (Азиатский банк развития), ИсБР (Исламский банк развития), МФК (Международная финансовая корпорация).

На днях в селе Покровка в здании бывшего Дома культуры (ныне это частная школа-гимназия) состоялись общественные слушания. Сюда были приглашены жители села Покровка, (в числе которых, те кто чьи участки подпадали под изъятие) а также представители общественных организаций Илийского, Талгарского районов, депутаты районного маслихата., специалисты районного акимата.

Модератор мероприятия, представитель компании ЕRM Еurasiа, разработчик ОВОСС (оценки воздействия на окружающую и социальную среду) Александра Леман, рассказала о масштабном проекте, кстати первого в Казахстане реализуемого в форме государственно-частного партнерства на таком уровне. (Перед этим всем присутствующим был роздан для ознакомления информационный материал и буклеты). Проект предусматривает защиту и перемещения всех коммуникаций в рамках отводимых земель. Пояснила, что будет делаться генеральным подрядчиком для снижения шумовых и вибрационных воздействий техники на окружающую среду и население. Пострадают ли деревья, водоемы, реки, животный мир, куда денется плодородный слой почвы? Проектной компанией предусмотрен механизм рассмотрения жалоб на региональном (районом и областном) уровнях, на центральном уровне (Нур-Султан). В окружных акиматах и вахтовых поселках в Талгарском и Карасайском районах можно воспользоваться установленными «Ящиками для подачи обращений». А также написать на сайт Консорциума  www. Bakad.com.kz

На все эти и другие наиболее часто задаваемые вопросы Александрой и участниками Проектной компании, подрядной организацией, представителями дорожной службы были даны исчерпывающие устные и письменные (в розданном материале) ответы. Остановиться более подробно на каждом из них, к сожалению, не представляется возможным, из-за отведенных рамок корреспонденции. Ограничимся лишь новыми вопросами от пришедших на слушания, которые призывал задавать специалист по социальным защитным мерам Проекта Гайдар Утешев. Общественники пассивными не были, расспрашивая о квалификации и профессионализм строителей, будет ли заслон дешевой рабочей силы – гастарбайтерам из Средней Азии. Интересовались кто будет следить за качеством строительства дороги, будет ли обучаться и трудоустраиваться местное население через Центры занятости, повысят ли денежную компенсацию за изымаемый у гражданина участок, посадят ли на месте вырубленных деревьев новые? Вопросы задавали: руководители общественного совета Байсеркенского сельского округа Юрий Магай и Галина Белькова, председатель образовательного НПО «Каусар» города Талгар Найля Умбетова, председатель ОО «Федерация футбола Илийского района» Берик Омаров и другие.

Как сообщил Гайдар Утешев, общественные слушания кроме Илийского, прошли также в Талгарском, Карасайском, Жамбылском, Енбекшиказахском районах.

В последующих номерах газеты мы хотим затронуть вопросы и проблемы о которых не смогли упомянуть в данном материале.

 

Рамазан ЕЛЕШЕВ