Принятый в декабре 2019 года Закон Республики Казахстан «О статусе педагога» (далее — Закон) установил права, социальные гарантии, ограничения, обязанности и ответственность педагога. Законом гарантированы качественное улучшение правового положения педагогов, их социальная защищенность. Выступая на Республиканской Августовской конференции 2019 года Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев возложил главную надежду в развитии системы образования на учителей, способных воспитать поколение, открытое всему новому и прогрессивному. «Для повышения конкурентоспособности нации,- говорил он, — нам необходимо на деле добиться высокого статуса для наших педагогов». Президентом была отдельно отмечена норма, предусмотренная в дальнейшем статьей 6 Закона, по установлению запрета на привлечение педагогов к несвойственным функциям, предоставление чрезмерной отчетности, проведение необоснованных проверок. Департамент по обеспечению качества в сфере образования призван не только выявлять нарушения норм законодательства, в том числе и в отношении соблюдения прав педагогов при выполнении профессиональной деятельности, но и принимать решительные меры по пресечению нарушений, привлекая нерадивых работодателей и других виновных лиц к административной ответственности. В декабре 2019 года вышеуказанные нормы были внесены в некоторые законодательные акты. К примеру, на основании ч. 7-3 ст. 409 Кодекса РК об административных правонарушениях нарушение законодательства РК о статусе педагога влечет предупреждение, а если совершено повторно, то по ч. 7-4 ст. 409 Кодекса влечет штраф на должностных лиц в размере 20 месячных расчетных показателей (МРП), некоммерческие организации – 60 МРП, а на субъекты предпринимательства – от 60 до 120 МРП. Такое усиление мер по защите прав педагогов несомненно приведет к существенному улучшению условий для работы и творчества. Проблема несоблюдения законодательства о статусе педагога, несмотря на его приоритетность для Правительства РК и всего общества, актуальна для Алматинской области. В адрес Департамента продолжают поступать обращения педагогов, родителей, граждан на нарушения прав, условий работы учителей: «отделы образования ежедневно требуют различного рода информацию…», «учителя возмущаются, что требуют отчеты по видеоурокам…», «руководство просит таблицу заполнить, документ сделать…», — это ежедневные публикации на чатах и аккаунтах. Результаты анонимного анкетирования учителей Алматинской области подтверждают, что нарушения Закона РК «О статусе педагога» имеют место. На вопрос «Исполняется ли приказ Министра об отмене отчетности во время дистанционного обучения?» ответ «нет» дали 45% опрошенных педагогов, на вопрос «Принуждает ли Вас руководство подписываться на газеты на собственные средства?» положительный ответ получен от 86% педагогов.
Кроме того, руководители организаций образования оказывают давление на учителей, пытающихся исправить нарушения путем обращений в компетентные органы: 70% учителей ответили «да» на вопросы «Требует ли руководство не писать в чат вопросы и проблемы?», «Требует ли руководство голосовать по вопросам положительно?» Министром образования и науки Республики Казахстан А.Аймагамбетовым перед Департаментами по обеспечению качества в сфере образования поставлена задача трансформировать свою работу в соответствии с новыми требованиями в этот непростой период пандемии коронавирусной инфекции: «Сегодня важно оперативно и эффективно реагировать на все конструктивные запросы граждан..» Департамент по обеспечению качества в сфере образования Алматинской области за сравнительно небольшой период времени работы в дистанционном формате создал алгоритм быстрого реагирования на вопросы, возникающие в сфере образования. Мы ежедневно выявляем информацию, касающуюся сферы образования Алматинской области, с сайтов и социальных сетей, call-центров, обращений по телефону. Факты негатива и нарушений экстренно рассматриваются с участием местных исполнительных и государственных органов, незамедлительно принимаются меры по оказанию помощи. Департаментом оказана конкретная помощь по предоставлению нуждающимся семьям компьютерной техники, доступа в Интернет; решены проблемы использования обучающих программ. Немаловажной является разъяснительная работа среди родителей и педагогов по актуальным вопросам от содержания учебных программ и домашнего задания до планирования строительства школ и проведения капитального ремонта. Уважаемые педагоги, дорогие друзья! Если у вас возникли вопросы касательно сферы образования и перехода школ и колледжей на дистанционное обучение, или вы хотите сообщить о фактах запроса отчетов, проведения незапланированных мониторингов и проверок со стороны администрации организаций образования, просим обратиться на сайт Департамента по обеспечению качества в сфере образования Алматинской области, а также по нижеуказанным телефонам WhatsApp: руководитель Департамента Кабимолдаева Сауле Нурахановна – 87015771142; заместитель руководителя Кулахметова Айымгуль Саиновна – 87022573790; руководитель отдела внешней оценки качества образования Ажикенова Гульмира Саулебековна – 87478418215; руководитель отдела лицензирования образовательной деятельности Жексенбаев Айдынбек Кумарбекович – 87077021174. Все проблемные вопросы мы будем решать вместе!

С. КАБИМОЛДАЕВА, руководитель Департамента по обеспечению качества в сфере образования Алматинской области